Материалы  к психолого—педагогическому семинару

 

Урок  с позиций здоровье- сбережения

Организация учебного процесса

 для школы – главный резерв

 сбережения здоровья учеников

 

            Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья (п.51 закон “Об образовании”). Поэтому школу следует рассматривать не только как образовательное учреждение, а прежде всего как социальный институт занятости, защищённости и охраны здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. Принцип к здоровью через образование стал новым направлением в современной педагогике - непременное условие достижения образовательной и воспитательной цели. Этим должен обладать каждый педагог и независимо от преподаваемого предмета и должности в школе, поскольку здоровье не только общая ценность, но и вопрос национальной безопасности страны.

Критерии  урока

с позиций здоровьесбережения.

1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/ отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

Норма: 4-7 видов за урок.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

Норма: 7-10 минут.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.

Норма: не менее 3-х.

5. Чередование видов преподавания.

Норма: не позже, чем через 10-15 минут.

6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они частично превращаются из “потребителей знаний” в субъектов действия по их получению и их созиданию.

Методы: метод свободного выбора:

а) свободная беседа,

б) выбор действия,

в) выбор способа взаимодействия.

Активные методы:

а) обучение действием,

б) обсуждение в группах,

в) ролевая игра,

г) частично-поисковые методы.

Методы, направленные на развитие:

а) интеллекта,

б) эмоций,

в) общения,

г) воображения,

д) самооценки и взаимооценки.

 

7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их возможность инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Чередование позы (наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-мя повторениями каждого.

10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.дтимуляция внешней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

12. Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учёт возрастных особенностей; между учениками ( сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность, активность-пассивность, заинтересованность-безразличие).

13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное высказывание (афоризм с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.)

14. Плотность урока, то есть количество времени ,затраченного школьниками на учебную работу.

Норма: не менее 60% и не более 75-80%.

15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

16. Темп окончания урока:

спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz