Материалы к психолого—педагогическому
семинару
Урок с позиций здоровье- сбережения
Организация учебного процесса
для школы –
главный резерв
сбережения
здоровья учеников
Проблема здоровья, развития и
воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое
образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но
равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья (п.51 закон
“Об образовании”). Поэтому школу следует рассматривать не только как
образовательное учреждение, а прежде всего как
социальный институт занятости, защищённости и охраны здоровья всех участников
учебно-воспитательного процесса. Принцип к
здоровью через образование стал новым направлением в современной педагогике -
непременное условие достижения образовательной и воспитательной цели. Этим
должен обладать каждый педагог и независимо от преподаваемого предмета и
должности в школе, поскольку здоровье не только общая ценность, но и вопрос
национальной безопасности страны.
1. Обстановка
и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски, наличие/ отсутствие монотонных,
неприятных звуковых раздражителей.
2. Количество видов учебной
деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание
наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
Норма:
4-7 видов за урок.
3. Средняя
продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Норма: 7-10 минут.
4. Количество видов
преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д.
Норма: не
менее 3-х.
5. Чередование видов
преподавания.
Норма: не
позже, чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор места
на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого
самовыражения самих учащихся, когда они частично превращаются из “потребителей
знаний” в субъектов действия
по их получению и их созиданию.
Методы: метод свободного выбора:
а)
свободная беседа,
б)
выбор действия,
в)
выбор способа взаимодействия.
Активные
методы:
а)
обучение действием,
б)
обсуждение в группах,
в)
ролевая игра,
г)
частично-поисковые методы.
Методы,
направленные на развитие:
а)
интеллекта,
б)
эмоций,
в)
общения,
г)
воображения,
д) самооценки и взаимооценки.
7. Место
и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение
учителя использовать их возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Чередование позы (наблюдает ли учитель за посадкой учащихся;
чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных
моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации,
дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-мя
повторениями каждого.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со
здоровьем и ЗОЖ, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование
отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка индивидуального
способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных
последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие
мотивации деятельности учащихся на уроке.
Внешняя
мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.д.Стимуляция внешней мотивации: стремление больше узнать,
радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
12.
Психологический климат на уроке.
Взаимоотношения
на уроке: между учителем и учениками (комфорт-напряжение,
сотрудничество-авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учёт возрастных
особенностей; между учениками ( сотрудничество-соперничество,
дружелюбие-враждебность, активность-пассивность, заинтересованность-безразличие).
13.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное
высказывание (афоризм с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная
минутка и т.д.)
14. Плотность урока,
то есть количество времени ,затраченного школьниками
на учебную работу.
Норма: не
менее 60% и не более 75-80%.
15. Момент наступления
утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе
наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в
процессе учебной работы.
Норма: не
ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в
начальной школе, 40 минут в старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
16. Темп окончания урока:
спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю
вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся
прощаются