Муниципальное образовательное учреждение

«Победовская средняя общеобразовательная школа»

Нововаршавского муниципального района

Омской области

 

 

 

 

СЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЕЛЕНИЯ

 

 

    Современная сельская школа сегодня – это не какое-то особое пространство, где готовятся жить, а школьные годы – не время подготовки к жизни. Это неотъемлемая часть целостной человеческой жизни сельского школьника, живущего в тех социально-экономических условиях, которые создаются на территории данного поселения. А потому проблемы сельской школы нужно рассматривать не столько в педагогическом, сколько в социальном аспекте.

     Сегодняшнее функционирование и развитие сельской школы связано с поселенческой территориальной организацией сельского социума.

     Сельское образование переживает серьезные изменения, связанные с социально-экономическим состоянием села.

Только сельская школа может взять на себя объединяющие, консолидирующие функции по формированию общественного начала в жизнеустройстве поселений. Ведь с введением 131 федерального закона поселение само определяет свои перспективы и пути их достижения.

Организация личного частного предприятия сельскими жителями уводит их от решения общих проблем жизнедеятельности сельского поселения. Эта разобщенность сельских жителей вносит тревогу об утрате былых принципиальных отличий сельских жителей: общность, соборность.

Именно сельская школа несет сегодня ответственность за создание того общественного пласта наших поселений, который сам сформироваться не может, - это общественные организации поселений.

Как от индивидуального, частного, акционированного перейти к общественному осмыслению путей развития сельского сообщества?

В стороне от решения этого вопроса школа оставаться не может.

     В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием. (Закон РФ

 «Об образовании», ст.2, п.6)

     Применительно к задачам усиления общественного начала в управлении школой в системе общего образования главным становится вопрос о придании им реальных управленческих функций (предметы ведения и властные полномочия).

Можно выделить следующие основные признаки государственно-общественного управления:

     -совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных

      структур по руководству образовательными проектами;

     -процедура принятия решения государственным (муниципальным) органом

      управления образованием, предусматривающая обязательное согласование

      проекта решения с представителями общественности;

     -делегирование части властных полномочий органов управления образованием

      структурам, представляющим интересы определенных групп общественности.

     Какие-либо принципиальные изменения в области образования возможны лишь при общественной поддержке.

Общественное управление делает школу открытой, позволяет четко прислушиваться к потребностям общества, его требованию к школе, конкретизировать в связи с этим образовательный процесс.

Общественность – это  организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчиненные органам управления образованием.  Это могут быть структуры, объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся).  Эти структуры могут быть постоянными (союзы, советы) или временными (собрания, совещания,

конференции).  Формы участия общественности в принятии управленческих решений могут быть различными.

       Если общественность (родительская, местная, деловая, культурная) не обладает управленческими полномочиями, общество постепенно отчуждается от школы.

Единственно возможный здесь путь – вводить институт общественного управления школой.

     Существует 4 уровня управления в общем образовании: федеральный, региональный, муниципальный, школьный. На каждом из этих уровней управления возможно то или иное общественное участие, на каждом из них свои конкретные формы должен найти принцип «государственно-общественного характера управления».

     Общественные организации должны быть наделены управленческими полномочиями, которые должны соотноситься с правоспособностью принятия решений: по экономической деятельности школы; по организации учебного процесса, режима и уклада школы; по решению некоторых педагогических и кадровых вопросов.

     Общая тенденция развития общественных организаций - больший сдвиг от «консультирования и содействия – к принятию решений».

     Нынешний год ознаменовался началом активной реализации национального проекта «Образование». Его основная цель, как сказано в документах, - не только утвердить самоценность образования, но и существенно повысить качество жизни граждан России. Все, что делается по проекту, - делается для общества, для детей и их родителей, для удовлетворения их качеством отечественного образования.

Определяются новые направления и принципы, на основе которых образовательные учреждения выстраивают отношения с производственными предприятиями, бизнесом, учреждениями культуры и спорта. Это новое поле для эффективного взаимодействия образования, общества и государства. Именно здесь и формируется тот гражданский заказ школе, без которого невозможно обновление содержания образования, успешное воспитание детей. А это и делает школы привлекательными для социумов, поднимает их рейтинг, сближает образование с семьей.

     Всегда и везде есть возможность организовать диалог с местным социумом по актуальным вопросам развития образования. Организация такого диалога может рассматриваться как одно из принципиальных изменений  в системе управления образованием.

     Переход к государственно-общественному управлению в сфере образования предполагает изменения в системе оценивания деятельности образовательных учреждений.

Применительно к деятельности школы можно выделить следующие возможные результаты оценивания:

     -результаты образовательной деятельности;

     -результаты социокультурной деятельности;

     -результаты финансово-хозяйственной деятельности;

     -условия деятельности;

     -организация деятельности.

Оценивать деятельность школы могут: участники образовательного процесса (педагоги, родители, ученики); школьная администрация; органы управления образованием; другие образовательные учреждения; организации, не входящие в государственную систему образования; специалисты, не являющиеся официальными представителями государственной системы образования.

Критериями оценивания могут быть: соответствие установленным или принятым нормам; соответствие потенциалу школы, ее возможностям; соответствие потраченным ресурсам; соответствие запросам «потребителей».

Основной смысл оценочной деятельности может заключаться в выявлении недостатков или достигнутых успехов.

       В последние годы общественным органом управления школ были в основном Советы школ или Попечительские советы. Наша школа не стала исключением. Положение о Совете, регламент его работы прописаны в Уставе школы. Цель деятельности Совета школы – руководство функционированием и развитием школы в соответствии со стратегическими документами; программой развития, целевыми программами и планами развития отдельных направлений.

      Высшим огранном общественного управления была общешкольная конференция (мы называли ее «Родительская конференция»).

Но жизнь не стоит на месте. Меняется система образования, меняются условия жизни и порядок взаимоотношений и взаимодействия в стиле общественной формы управления.

Что изменилось у нас? Какое развитие получили общественные формы управления? Открытость школы «сельскому миру», ее взаимодействие с местным сообществом, представителями власти и коммерческих структур, с другими культурно-образовательными учреждениями потребовала новую форму сотрудничества, таковой и стала Сельская конференция – новая поселенческая общественная организация. Она зародилась на основе родительской и школьной научно-практической конференций, объединив в своем составе общественность – как организованные структуры, отражающие интересы различных социальных групп в области образования.

     В Сельскую конференцию входят представители общественности – от родителей учеников, сотрудников (учителей) школы, местных сообществ;

     Конференция вправе принимать решения о деятельности школы, т.е. имеет управленческие полномочия.

       Сельская конференция – это институт участия общественности в управлении школой. Он   представляет собой собственно общественную составляющую в управлении – наряду с привычной административно-государственной.

     Сельская конференция – это надежный помощник и администрации школы, и всего коллектива учителей и школьников. Она консолидирует усилия общественности, отдельных граждан, направленные на создание условий, обеспечивающих развитие и самого образовательного учреждения, и всех участников образовательного процесса.

     Сельская конференция – как форма самоорганизации жизнедеятельности не только школы, но и сельчан, имеет реальные перспективы в сохранении и развитии сельского образа жизни, сельского уклада.

     Роль сельской конференции в развитии у сельчан высокого чувства ответственности за дело, инициативность, гражданственность, умение браться за трудные проблемы и искать пути их решения. Сельская конференция стала коллегиальным органом самоуправления образовательным учреждением.

    

     Новые подходы к развитию жизнедеятельности сельских поселений в связи с переходом на реализацию 131 ФЗ ставят перед муниципальной системой образования задачи об определении роли и места сельской школы в этот переходный период по сохранению и развитию образовательной среды поселения.

      От социальных, образовательных потребностей людей, проживающих в сельской местности, мы перешли к созданию «Образовательной программы поселения», как составной части проекта социально-экономического развития поселения.

     Образовательная программа поселения – это программа новой, выходящей за пределы школы образовательной деятельности, ориентированной на выработку новых образовательных целей и задач и развитие нового образовательного пространства. Она представляет собой некую рамку, с помощью которой поддерживается эта деятельность, обеспечивается ее продуктивность и конструктивность.

Образовательная программа поселения предполагает соорганизацию и интеграцию всех субъектов, проживающих на территории данного поселения и заинтересованных в его развитии.

     Потребность общественности в управлении образовательными системами зависит от уровня организованности самой общественности.

Поэтому разнообразные меры, позволяющие изучать общественное мнение, привлекать общественность к аттестации школ, к экспертизе образовательных результатов, организовать общественное обсуждение проблем образования, - необходимое условие повышения общественной активности в сфере образования.

     Эффективное взаимодействие органов управления образованием и общественных структур можно обеспечить, если представители сферы образования включены в общественные структуры (так, в нашем образовательном округе, учителя входят в Совет ветеранов, комиссию по делам несовершеннолетних, являются депутатами поселкового Совета)

     Переход к государственно-общественному управлению в системе образования предполагает изменение характера взаимоотношений между школой и родителями. Формирование определенного типа таких взаимоотношений (образовательное учреждение – родители) следует рассматривать как управленческую задачу.

     Но самостоятельные организации родителей отсутствуют, а существующие родительские комитеты по-прежнему выполняют функции вспомогательных структур при школьной администрации.

Объективно педагоги и родители заинтересованы в развитии педагогического партнерства, основанного на понимании общих целей и сотрудничества.

Родители могут стать полноценными педагогическими партнерами школы, если будут в достаточной мере информированы по вопросам образования; они должны ориентироваться и в программе модернизации образования, и в правах школы, и в вопросах его ресурсного обеспечения.

Сегодня возрастают интерес и внимание родителей к образованию детей. Вовлекая родителей, семью в образовательный процесс на основе их личной заинтересованности в качественном обучении и воспитании детей, школа способствует открытости, возникновению и развитию общественных родительских организаций.

Школа нуждается в активной деятельность родителей, в создании общественной родительской организации, которая может стать ее постоянным социальным партнером. Когда родители вовлечены в соуправление школой, они принимают на себя ответственность за результаты совместной с педагогическим коллективом деятельности.

Наша школа имеет большой опыт сотрудничества с родителями. Общественные потрясения в трудный переходный период не изменили существующих связей с родителями. Традиционно в каждом классе выбирался родительский комитет, который разрешал многие вопросы коллектива, это и организация внеклассных мероприятий, поездки в музеи и театры, летняя оздоровительная работа. В трудные времена именно родители возлагали на себя груз действенной помощи в ремонте классных кабинетов, приобретении учебной литературы, следили за сохранностью учебных пособий и школьного оборудования, разрешали и многие другие проблемы, работая в тесной связи с классным руководителем.

     В образовании очень много проблемных вопросов, решение которых мы доверили самой системе образования, а родители не в полной мере являются его участниками.

Идея создания родительской общественной организации не была в новинку. Она обсуждалась на Сельской конференции.

     В мае 2006 года был организован и проведен конкурс «Родитель года», участниками которого стали лучшие семьи поселения, в которых дети хорошо учатся, а родители принимают активное участие в подготовке олимпиад, научно-практических конференций, школьных творческих конкурсах; многодетные семьи с накопленным положительным опытом  воспитания и сохранения традиций семейного уклада.

Видимо атмосфера соучастия, сопричастности к очень важному делу послужила замечательным мотивирующим моментом для создания общественной родительской организации «Очаг». В организацию вошли 15 активных родителей, избран председатель (кстати, тоже выпускник нашей школы). Сейчас ведется работа по регистрации организации и подготовке нормативных документов.

     Рождение общественных поселенческих организаций, в том числе и Сельской конференции, идет от социальных, образовательных потребностей людей, проживающих в данном поселении, а потому результат  их деятельности должен выражаться в изменении облика своего поселка, повышении культурно-образовательного уровня его жителей, снижении социальной напряженности.

 

 

 Составила:

                                                            

                                                                     заместитель директора школы

                                                                     по воспитательной работе

                                                                     КОТКОВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

2006 г

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz