РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОЗИТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Коткова Марина Анатольевна
Директор МОУ «Победовская СОШ
-Особенностью нынешней ситуации является то, что с начала XXI века российская школа вступила в полосу обновления – модернизации. Образование рассматривается государством как институт, который должен способствовать осуществлению «прорыва» России к новому качеству жизни ее граждан.
Выпускники в больших и малых городах, селах и станицах должны выходить из стен своих школ компетентными людьми, способными успешно действовать в сложных жизненных ситуациях, активными гражданами, а сами школы должны научиться более эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении возможности и ресурсы.
-Каждое утро дети идут в школу. В школе они проводят большую часть своей жизни. Все мы понимаем, что это время важно для детей.
Как они чувствуют себя в школе?
Какие отношения возникают у них с одноклассниками и учителями? Интересно ли им учиться?
Какие знания и навыки они получат?
Очевидно, что от ответов на эти вопросы зависит настоящее наших детей, развитие их личности, характера, будущее.
А поскольку это время очень важно для детей, оно важно и для их пап и мам, бабушек и дедушек, для всего общества в целом.
-Хорошая школа решает сегодня множество задач, а именно:
Познавательные задачи, связанные с формированием у ребят системы знаний, умений и навыков. Школьное образование должно сегодня формировать у обучающихся важнейшие ключевые компетентности: способность учиться и добывать нужную информацию, строить отношения с окружающими людьми, решать практические проблемы, то есть то, что необходимо школьнику, чтобы стать успешным современным человеком.
Задачи воспитания и социализации, связанные с формирование ребенка как гражданина, члена общества, личности, со своей нравственной и ответственной позицией.
Задачи психического и творческого развития, подразумевающие развитие духовной жизни личности, ее интеллекта, воли, эмоций, творческих дарований.
Задачи сохранения здоровья учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни.
В процессе решения этих задач формируется система позитивных ценностей.
Намечены пути решения этих задач:
-создание новых образовательных стандартов,
-введение объективной оценки качества образования,
-построение более разумной и эффективной сети образовательных учреждений,
-изменение образовательных технологий,
-информатизация школы,
-обновление системы финансирования школ и оплаты труда учителей…
Все эти направления работы требуют значительных изменений в самих основах существования школы, а значит – и в управлении ею.
-Новая социальная реальность диктует нам необходимость расширения общественного участия в образовании и управлении им.
-Возникли необходимые условия и предпосылки для активного участия общественности в управлении образованием.
Государство начало признавать недостаточность своего вклада в образование и обращаться к обществу с предложением более активно влиять на обучение и воспитание молодого поколения.
Профессиональное сообщество педагогов стало понимать необходимость диалога со своими «потребителями», необходимость сделать школу более открытой и «прозрачной», осознало, что задачи обучения и воспитания невозможно решать только силами профессионалов.
-Потребность общественности в управлении образовательными системами зависит от уровня организованности самой общественности.
Поэтому разнообразные меры, позволяющие изучать общественное мнение, привлекать общественность к аттестации школ, к экспертизе образовательных результатов, организовать общественное обсуждение проблем образования, - необходимое условие повышения общественной активности в сфере образования.
-Если к управлению школой начинают привлекаться представители общественности, в том числе и родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления.
-Организация взаимодействия с общественностью должна строиться на основании общей концепции структуры государственно-общественного управления образованием и включать в себя всех участников образовательного процесса через представительство в органах этой структуры.
-Кто же должен входить в органы государственно-общественного управления образовательным учреждением?
Во-первых, родители учащихся и сами старшеклассники: ведь они больше всех заинтересованы в высоком качестве образования, благополучии школы и комфорте школьной среды.
Во-вторых, представители государства и образовательного ведомства (в лице учредителей школы); ведь образование – общественное благо, оно финансируется через бюджеты всеми налогоплательщиками, его услуги предоставляются всем, и его результаты важны для государства и общества в целом.
В-третьих, представители администрации и педагогического коллектива школы, без учета мнений которых трудно предложить и реализовать эффективную стратегию жизнедеятельности школы.
В-четвертых, представители местного сообщества, активные граждане, люди, занимающиеся бизнесом и выступающие в роли непосредственных или потенциальных работодателей для выпускников школы, деятели культуры.
И если раньше стратегия школы определялась ее руководителями без участия общественности, то сегодня ОГУ должны выступать как постоянный конструктивный помощник и советчик, иногда - контролер и дружественный критик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.
В перспективе в школе возникнет единая «стратегическая команда» из профессионалов и представителей общественности, которые вместе решают важные вопросы улучшения и обновления школьной жизни.
-ОГУ появляется в школе не для того, чтобы осуществлять непосредственное руководство школой, подменять директора школы или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки, а для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом.
Стратегия – вот основное поле его работы.
Задача – выработать в ясной и понятной форме цели, ради которых должна работать школа.
Все школы разные, у каждой свое лицо, свой уклад, свои достижения и проблемы. Но в каждой школе сегодня, конечно, есть что улучшать, а значит, есть и широкое поле для активного органа общественного управления.
Что же такой орган может улучшить в работе школы?
Что должно стать его заботой?
-Качество пребывания детей в школе, разумный и человечный уклад жизни.
Качество комфортности школьной среды – это безопасность детей, качество школьного питания, оздоровительные занятия, разумное сочетание учения и отдыха.
-Орган общественного управления может влиять на улучшение обучения детей, ведь он может согласовывать образовательную программу школы – чему в этом учебном году будут учить детей, сколько уроков отводится на данный предмет, какие дополнительные образовательные услуги можно получить.
-ОГУ дает согласие на введение в действие программы развития школы – документа, в котором четко и ясно описывается либо проектируется будущее школы, ее завтрашний день и его отличия от дня сегодняшнего. А это значит, что он может через программу развития улучшить практически все стороны школьной жизни.
Таким образом, ОГУ может помочь:
-прислушаться к общественному мнению и уточнить цели школы,
-определить пути развития школы,
-найти ресурсы и средства для этого развития,
-улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс,
-улучшить условия школьной жизни.
-Орган общественного управления создает школьные законы, нормы, правила, по которым работает школа, ее директор и учителя, учатся дети, участвуют в образовании своих детей родители. Он же и контролирует исполнение всем школьным сообществом школьных законов, норм и правил, принятых им решений.
Переход к государственно-общественному управлению в сфере образования предполагает изменения в системе оценивания деятельности образовательных учреждений.
Применительно к деятельности школы можно выделить следующие возможные результаты оценивания:
-результаты образовательной деятельности;
-результаты социокультурной деятельности;
-результаты финансово-хозяйственной деятельности;
-условия деятельности;
-организация деятельности.
Оценивать деятельность школы могут: участники образовательного процесса (педагоги, родители, ученики); школьная администрация; органы управления образованием; другие образовательные учреждения; организации, не входящие в государственную систему образования; специалисты, не являющиеся официальными представителями государственной системы образования.
Критериями оценивания могут быть: соответствие установленным или принятым нормам; соответствие потенциалу школы, ее возможностям; соответствие потраченным ресурсам; соответствие запросам «потребителей».
Основной смысл оценочной деятельности может заключаться в выявлении недостатков или достигнутых успехов.
-Одно из главных направлений работы школы – формирование системы позитивных ценностей - восстановление нравственных правил и норм поведения людей независимо от их возраста: уважение к личности, понимание, сочувствие, доверие, внимание к человеку, забота о нем.
-Создание системы государственно-общественного управления является необходимым стимулом становления нового качества образования. Формирование ценностных ориентаций школьников становится эффективнее в условиях активного диалога государственных и общественных институтов, школы и семьи. В ГОУ заложены возможности выстраивания партнерских отношений школы, родителей, учащихся и социума.
Рождение общественных поселенческих организаций должно идти от социальных, образовательных потребностей людей, проживающих в данном поселении, а потому результат их деятельности должен выражаться в изменении облика своего поселка, повышении культурно-образовательного уровня его жителей, снижении социальной напряженности.